Урождённый Аркадий Волож — о противостоянии с Google и будущем «Яндекса»

    Сооснователь и ведущий директор компании «Яндекс» Аркадий Волож дал большое интервью «Ведомостям» и известил об отношениях с главным конкурентом, текущем состоянии дел, перспективах фирмы и как работается в условиях жёсткого государственного регулирования веба.

    Недавно «Яндекс» одержал победу над Google в России: ФАС воспрепятствовала американской компании ограничивать производителей устройств в выборе предустановленных программ. Волож сравнил эту ситуацию с тем, как когда-то Евросоюз запретил Microsoft вверять собственный поиск в Internet Explorer, причём одним из организаторов разбирательства была компания Google.

    «Когда-то Google был в той же условия, что и мы. Вспомните, как 10 лет назад Microsoft объявил, что кидает свою собственную поисковую систему и будет распространять ее в своем браузере Internet Explorer, который привязан к его же ОС системе Windows. Тогда Google всем популярно объяснял, что пользоваться доминированием в одной области для того, чтобы вытеснять соперников из другой, не только незаконно, но и некрасиво. И когда Google выиграл антимонопольное дело в Европе в 2009 г., то в собственном браузере Chrome начал предлагать пользователям окно выбора искательских систем, при этом они не были обязаны это делать — а это Microsoft, а не Google проиграл в тот раз дело».

    Волож чает, что основателям Google Сергей Брин и Ларри Пейдж бесконечно сложно управлять огромной компанией, поэтому они выделили слишком видимо-невидимо полномочий локальным подразделениям.

    «Google построил успешную структуру, какая рассылала легионы для покорения непослушных провинций. Легионам дали мишени, но не ограничили в методах их достижения. И нечаянно оказалось, что у них в руках атомное оружие для борьбы с партизанами».

    По воззрению Воложа, сервисы «Яндекса» лучше, чем у Google. Кроме страна, российская компания предлагает несколько специализированных продуктов, которые заточены только под Россию и аналогов которым нет и не может присутствовать у зарубежных компаний.

    «База документов в поиске на наших рынках у нас больше и свежее. Фактов мы находим более, и они точнее. Запросы мы подсказываем лучше, а затем лучше угадываем ответы. Голос на наших языках мы распознаем наилучше. Карты наши свежее, прогноз погоды точнее».

    Волож чает, что «Яндекс» не смог бы создать собственную операционную способ организации для мобильных устройств. Даже если бы компания разработала её, она очутилась бы никому не нужна. Разработчики выделяют ресурсы токмо на поддержку популярных платформ, а без стороннего софта ОС система бесполезна.

    Волож уверен, что «Яндекс» должен конкурировать с Гугл на рыночных условиях без каких-либо привилегий для одной из местностей. Оптимально — при первом включении смартфона должен открываться дисплей с выбором сервисов, чтобы любой мог указать, чем ему хочется черпать. При этом Волож считает не зазорным обращаться за поддержкою к государственным регуляторам и, по собственному признанию, в единодержавно момент начал думать, что «Яндекс» не сможет нормально претендовать с Google. Эта мысль пропала после того, как он понял, что его компания может предоставлять более качественные сервисы для локальных рынков. В качестве примера Волож привёл Турцию: когда «Yandex» зашёл в эту страну с картографическим сервисом, у соперников на картах не везде были нанесены номера домиков, а теперь многие компании стремятся работать в данной стране.

    До сих пор приложения «Яндекса» предустанавливали на свои телефоны лишь мелкие вендоры вроде Fly и Prestigio, однако бойко ситуация может измениться. Кроме того, теперь «Яндекс» возможно задуматься о выпуске собственных смартфонов.

    «Надеюсь, что всё будет наилучше. Конечно, важно, как поведут себя крупные вендоры. Нас действительно изрядно сильно зажимали, так что сейчас любое изменение ситуации в наилучшую сторону сравнимо с поступлением порции кислорода».

    Одним из более перспективных сервисов Волож считает «Яндекс.Такси». 30 мая фирма продемонстрировала прототип беспилотного автомобиля, который в перспективе станет осуществлять пассажироперевозки. «Яндекс» — уже давно не поисковик, а корпорация, вышедшая на многие другие рынки, в том числе авто.

    «Количество денег, которое через этот сервис проходит, уже иссякло за миллиард долларов в год. И бизнес растет на полпорядка в год. При текущем „Яндекс.Такси“ начинался в 2010 г. как маленький опыт одного молодого менеджера. На Западе нас любят называть Гугл of Russia, но мы давно уже гораздо больше: мы и Uber of Russia, и Spotify of Russia, и „множество чего еще of Russia“».

    Волож прокомментировал запущенную несколько день назад блогерскую платформу на основе рекомендательного сервиса «Дзен». Он чает, что в будущем подобным образом на основе рекомендаций, организованных на основе интересов пользователя, будут распространяться все виды контента, в том части музыка. При этом Волож не исключает, что в какой-то обстоятельство российская власть заинтересуется регулированием «Дзена», но до данного ещё долго, тем более, что «Яндекс» обходит политику стороной.

    «Это будет буквально не раньше регулирования социальных сетей. Перед нами огромная очередь. Важно, что у „Дзена“ совсем другая направленность, там маловато политических новостей. В нем в основном материалы по нишевым заинтересованностям. В обществе есть какой-то консенсус между свободой и ужасами. Я, например, люблю свободу, некоторым в этом неуютно и желается защиты».